Центр археологии доисламского Востока
Перечитывая заново. Еще раз о книге С. В. Кулланды «Скифы: язык и этногенез»
В предлагаемой рецензии дана критическая оценка монографии (Кулланда С. В. Скифы: язык и этногенез. М.: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2016. — 232 с.), посвященной изучению скифской истории и культуры через призму языковых данных.
КАВКАЗ И СТЕПЬ НА РУБЕЖЕ ЭПОХИ ПОЗДНЕЙ БРОНЗЫ И РАННЕГО ЖЕЛЕЗА
Восток. Афро-азиатские общества: история и современность '2016, №6
Ахеменидский Иран и Южный Урал в V–IV в. до н.э.
Константин Федорович Смирнов и современные проблемы сарматской археологии. Материалы IX международной научной конференции «Проблемы сарматской археологии и истории» '2016
В статье рассматривается вопрос о причинах попадания ахеменидских престижных ценностей на Южный Урал. Анализируя попытки объяснить это явление долговременными военно-политическими контактами Ахеменидов и кочевников Южного Урала на протяжении V-IV вв. до н.э., автор приводит дополнительные аргументы в пользу того, что ахеменидские вещи проникали в рассматриваемый регион двумя волнами: первая была связана с участием южноуральских номадов в подавлении египетского восстания Инара в 456-454 гг. до н.э., а вторая – с бурными событиями, последовавшими за гибелью ахеменидской державы и завоеванием Средней Азии Александром Македонским.
БЫЛ ЛИ ЗАГОВОР? К ДИНАСТИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ ПЕРВЫХ СЕЛЕВКИДОВ
Восток. Афро-азиатские общества: история и современность '2015, №5
Одной из самых малоизвестных и слабоосвещенных страниц ранней династической истории Селевкидов являются события середины 260-х гг. до н.э., связанные с гибелью царевича Селевка, старшего сына Антиоха I. Цель настоящего исследования - на основе рассмотрения и сопоставления всех известных фактов представить наиболее вероятный вариант обстоятельств, приведших к преждевременной смерти царевича Селевка. Проанализировав все известные источники, можно считать, что принц пал жертвой запланированной и поэтапно проводимой в действие акции, в пользу чего свидетельствует постепенное выдвижение в качестве преемника младшего сына царя - Антиоха II. Особенно ярко это отражается в одном из клинописных текстов (AION Suppl. 77.15), свидетельствующем о “двойном соправительстве” в державе Селевкидов. Главной причиной устранения Селевка стали именно личные мот-ивы. При этом вполне вероятно, что официально, для придания делу законности, царевич был обвинен в каких-то злоумышлениях против отца и на этом основании казнен.
СУЩЕСТВОВАЛ ЛИ ЭТНОКЛАСС В ДЕРЖАВЕ СЕЛЕВКИДОВ?
Восток. Афро-азиатские общества: история и современность '2015, №5
В статье рассматривается вопрос о правомерности применения понятия “доминирующий этнокласс” Ч. Эдсона и П. Бриана при изучении селевкидского общества. Восприятие селевкидского государства его современниками в качестве Сирийского царства, отсутствие у правящей династии тенденции считать себя македонянами, а также внутренняя политика Селевкидов в отношении их восточных подданных доказывают, что социальные классы селевкидского времени были полиэтничны, и поэтому считать греко-македонян господствующим классом в обществе не представляется возможным.
К ВОПРОСУ О СТАТУСЕ СЕЛЕВКИДСКОЙ КОЛОНИИ НА О. ФАЙЛАКА (КУВЕЙТ)
Восток. Афро-азиатские общества: история и современность '2015, №5
Вопреки распространенным представлениям селевкидское поселение на о. Файлака не может считаться типичной селевкидской катойкией (а, возможно, и не было ею вообще), поскольку плодородной земли для наделения воинов на острове недостаточно. Селевкидская крепость располагалась в самой удобной для жизни части острова, где больше всего пресной воды и где море пригодно для судоходства.
К ВОПРОСУ О ГЕНЕЗИСЕ И ХРОНОЛОГИИ НАПЛЕЧНЫХ ФАЛАРОВ ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОЙ ЭПОХИ
Восток. Афро-азиатские общества: история и современность '2015, №5
В статье рассматривается вопрос о происхождении эллинистических наплечных фаларов. Появление этой моды не было связано с постепенными изменениями в украшениях кочевнической сбруи и произошло в короткий промежуток времени, вероятно во второй половине или в конце III в. до н.э. Пока не представляется возможным однозначно решить, принесли ли кочевники в Парфиену и Греко-Бактрию эту моду в готовом виде или она возникла в результате синтеза сбруи новой конструкции и парадного конского убора, свойственного эллинистической традиции.
ДРЕВНИЙ ВОСТОК ПАРФЯНСКИЙ ПОХОД АНТИОХА III
Восток. Афро-азиатские общества: история и современность '2015, №1
В статье рассматривается вопрос об обстоятельствах и результатах похода селевкидского царя Антиоха III Великого против Парфии в 209-208 гг. до н.э. Автор приходит к выводу, что Антиоху удалось нанести поражение Аршаку II и восстановить свою власть в Парфиене и Гиркании.
К ВОПРОСУ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ТОПОНИМА ПАРТАВА
Восток. Афро-азиатские общества: история и современность '2014, №2
В статье рассматривается вопрос о происхождении топонима Партава (Parθava-). Проанализировав данные ахеменидских надписей и сведения Геродота, автор приходит к выводу, что название этой области восходит к языку массагетов (саков тиграхауда).
АРШАК I ИЛИ АНДРАГОР: КТО БЫЛ ОСНОВАТЕЛЕМ ПАРФЯНСКОГО ГОСУДАРСТВА?
Восток. Афро-азиатские общества: история и современность '2013, №3
В статье рассматривается вопрос о том, кто последний селевкидский сатрап Парфиены Андрагор или предводитель парное Аршак был создателем Парфянского государства. На основе анализа эпитомы Юстина автор приходит к выводу, что Андрагор до самого конца сохранял верность Селевкидам, а независимая Парфия возникла благодаря захвату сатрапии Аршаком.
Страницы: 1